Программу по профилактике и реагированию на насилие в школах обсудили в Астане

Астана, 15 март 2018 – Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане, обсудила вопросы внедрения методики профилактики и реагирования на насилие в отношении детей в школах с представителями Министерства образования и науки РК, управлений образования разных областей и директорами школ.

«Мы разработали программу и методику по профилактике насилия в школах, целью которой является предупреждение насилия до его возникновения, путем продвижения психосоциальных и эмоциональных навыков среди учащихся, реагирования на факторы риска, а также своевременных ответных действий на случаи совершенного насилия, чтобы предотвратить повторение таких случаев. В 2013-2017 гг. разработанная методика была апробирована в школах Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Кызылординской областях и показала эффективность. Теперь, при поддержке Национальной академии образования мы надеемся внедрить методику в стандарты и компетенции системы образования»,- рассказала Татьяна Адерихина, координатор программ ЮНИСЕФ по защите прав детей.

Методика была разработана международным экспертом ЮНИСЕФ при содействии Восточно-Казахстанского Государственного Университета им.С.Аманжолова и предполагает комплексную совместную работу управления образования, руководства школы, учителей, учеников, родителей и инспекторов по делам несовершеннолетних.

Международный эксперт ЮНИСЕФ, Робин Хаар, отметила, что результаты пилота в областях показали, что приверженность и поддержка программы со стороны руководства школы значительно увеличивает успех профилактических работ. «Если руководство школы выделяет ресурсы на проведение информационно-просветительских мероприятий и способствует проявлению ненасильственного поведения среди учителей, учеников и родителей, а также обеспечивает надзор над реализацией методики, участвуя в работе команды безопасности школы, тогда школы могут эффективнее реагировать и предотвращать насилие в отношении детей», - добавила Робин Хаар.  

Согласно итоговым рекомендациям пилота, для предотвращения насилия в школах необходимо создать команды школьной безопасности, в которые войдут сотрудники школы, обученные заранее распознавать и реагировать на случаи насилия в отношении детей. Команда должна уметь как можно раньше выявлять учащихся из группы риска и разрабатывать планы вмешательства, и, при необходимости, вовлекать службы, которые могут оказать услуги психологической и социальной реабилитации.

«В школах должны быть установлены четкие процедуры и механизмы направления учащихся из групп риска, а также детей, пострадавших от насилия, нуждающихся в услугах социальной поддержки, в организации и службы не образовательного сектора. К сожалению такие службы не везде доступны, и поэтому необходимо способствовать созданию таких услуг»,- добавила Татьяна Адерихина.

Она также добавила, что немаловажным фактором в предотвращении насилия является практика повышения осведомленности всех сотрудников школы, учащихся и родителей о видах насилия, и о том, что нужно делать, когда дети становятся свидетелями или жертвами насилия. Повышение осведомленности и вовлечение детей в программу по предотвращению насилия, значительно влияет на способность выявлять и сообщать о случаях насилия в школах.

Робин Хаар рекомендует школам внедрять практику информирования детей и родителей об этических нормах поведения в школах, о нетерпимости ко всем видам насилия в отношении детей и поощрения детей за нулевую терпимость к насилию. «Команды школьной безопасности должны продемонстрировать, что они будут регистрировать и расследовать случаи школьного насилия и реагировать соответствующим образом на выявленные случаи насилия. Это повышает эффективность профилактики насилия»,- добавила международный эксперт.

Представители Национальной Академии образовании в рамках совместной работы с ЮНИСЕФ уже провели ряд семинаров для методистов и специалистов управлений образования, а также разрабатывают методические инструкции по применению методики в школах. Также Академия окажет содействие методистам в регионах при внедрении программы профилактики и реагирования на насилие.